Весной 1923 года каждый, уважающий себя парижанин стремился попасть в цирк. Билеты были распроданы на несколько недель вперёд, аншлаг следовал за аншлагом.
Что же так тянуло утончённых, избалованных зрелищами парижан в этот балаган с совершенно не удобными деревянными лавками, пахнущий конским навозом. Каждый вечер публика с нетерпением ждала, когда же прозвучат слова шпрехшталмейстера:
̶ А сейчас на арену выйдет несравненная, великолепная, неподражаемая Барбетта! Встречайте, дамы и господа! Баааарбеттаааа-Заааагадкааааа!!!
Зал взрывался бурными аплодисментами, и на арене появлялась изящная, совсем юная девушка в шикарном платье с кринолином и в шляпке, непонятно, как державшейся на гордо приподнятой головке.
На секунду в зале тух свет, а когда включался, то зрители видели, как оставшаяся лишь в шёлковом боди и расшитых бисером балетках гимнастка, показывала чудеса пластики.
Но это было только начало. Через несколько минут из ̶ под купола спускалась трапеция, и Барбетта, ухватившись за неё одной рукой, начинала подниматься вверх, другой рукой изящно развязывая ленты балеток. Поднявшись почти под самый купол, девушка выпускала их из рук, и туфельки красиво фланировали вниз, на арену.
А между тем, Барбетта продолжала своё выступление. Держась руками, она легко запрокидывала ноги и дотрагивалась ими до перекладины.
Затем плавно разгибала спину и вытягивала ноги в шпагат.
Публика ахала, когда гимнастка стремительно отпускала одну руку и, подхватив ногу, раскачивалась, держась лишь одной рукой.
Каждое движение артистки было точным, стремительным и удивительно сильным для такого миниатюрного создания, каким была Барбетта. Это была одна из причин, почему она получила прозвище Загадка. Было совершенно не понятно, откуда в ней столько сил, ведь те упражнения, которые она выполняла на трапеции под куполом, были невероятно сложны и требовали громадных физических усилий, а она, казалось, даже не напрягалась.
Вот она висит вниз головой, держась за перекладину одними лодыжками.
А вот, сделав несколько почти неуловимых движений, раскачивается на перекладине, которая уже у неё под коленями.
Ещё рывок, и Барбетта висит на перекладине прогнувшись в талии так, что кажется,
вот ̶ вот переломится.
вот ̶ вот переломится.
Ррраз, и снова держится лишь лодыжками.
При этом, гимнастка не забывает посылать публике воздушные поцелуи.
Немного передохнув, девушка продолжает свои головокружительные трюки на высоте двадцати метров. И всё это абсолютно без страховки.
Публика следила за артисткой, затаив дыхание, ведь одно неосторожное движение могло стоить девушке жизни. Между тем, Барбетта заканчивала номер и изящно спускалась на манеж. Зрители, сидящие в первых рядах, видели её фирменную загадочную полуулыбку, которая была второй причиной прозвища.
Свет снова тух на секунду, а когда становилось светло, Барбетта уже опять была в своём шикарном платье и в шляпке. Она легонько кланялась, благодарила публику за внимание, любовь и бурю аплодисментов.
На арену выбегали клоуны, и Барбетта тихонько исчезала за занавесом.
Нетерпеливые поклонники, не дожидаясь конца представления, с огромными букетами в руках неслись к служебному входу в надежде увидеть её хоть одним глазком, дотронуться до её нежного плеча. Но каждый вечер происходило одно и то же: выходил привратник, спрашивал, для кого эти цветы, собирал букеты и уносил их внутрь помещения. И всё! Ни разу, ни одному человеку не удалось увидеть, как Барбетта уходит из цирка. Поначалу толпа поклонников бросалась к каждой девушке, выходящей из дверей, но ни одна из них не была Барбеттой. Так продолжалось уже несколько недель, публика была вне себя от любопытства. И это была главная причина, почему Барбетту звали Загадкой.
А он безумно завидовал Барбетте! Её любили, боготворили, осыпали цветами и подарками. Ею восхищались, её желали, о ней писали газеты. Всё, всё ей!! А что же ему? А вот что: маленькая комнатушка в глубине служебных помещений цирка, пусть и шикарная, заваленная цветами, но такая крохотная, ни одной мужской вещи в радиусе, наверное, километра от него и одиночество, долгое, но, к счастью, не бесконечное. Всего 14 месяцев осталось ему отработать, забрать своё жалование, надеть брюки, обрести своё прежнее имя ̶ Вандер Клайд и уехать, наконец, в Сорбонну, изучать русскую поэзию. Ведь именно ради этого он заключил немыслимый контракт и обрёк себя на три года одиночества.
А пока у него есть имя Барбетта ̶ Загадка, эта комнатушка, о которой не знает даже никто из труппы и томик стихов Марины Цветаевой.
Барбетта-Загадка, а точнее, Вандер Клайд - реально существовавший персонаж, вдохновивший меня на эту работу. Мне удалось найти совсем мало информации о нём: действительно с 1923 года выступал в парижском цирке под указаным псевдонимом, довольно молодым из-за травм вынужден был оставить цирк, вращался в кругах знаменитого Кокто, умер примерно в 70-х годах. Вот его фото, которые удалось найти.
В реальности артист после каждого выступления снимал парик и публика видела, что это не женщина. Но мне показалось, что тогда прозвище не оправдывает себя, ведь первые же зрители рассказали бы другим о том, что видели. И я придумала свою историю.
На портретное сходство не претендовала, т.к. историю всё-же изменила.
Кукла на 20% меньше моих шарнирных кукол. Рост около 40 см без подставки. В ней 6 шплинтовых соединений - два из них - качающиеся (голова и талия). Кукла сшита из бязи, наполнена синтепоном. Роспись акриловыми красками.
Нос переделывала дважды - получался слишком маленьким и кукла выходила черезчур нежная, а мне хотелось,чтоб было чуть грубовато.
Было так: объявили конкурс "Факир на час", мысли закрутились. Сначала у меня была другая идея, но для её воплощения нужны плотницкие навыки или помощь, пришлось отложить. Полезла в инет в поисках цирковых идей, наткнулась на вот такой материал http://yusha-m.livejournal.com/5105.html?thread=3825. Там я и прочла несколько слов о Барбетте-Загадке или Вандере Клайде.
Комментариев нет:
Отправить комментарий